News

04. 12. 2017
Россияне об экологической ситуации в стране
ФОМ предоставил данные исследования об отношении россиян к экологической ситуации в стране
01. 12. 2017
Омниканальный маркетинг
Преимущества омниканальной системы и её отличие от мультиканальной
29. 11. 2017
Проблемы материнства в России
ВЦИОМ представил результаты исследования, приуроченного ко Дню матери в России
27. 11. 2017
Довольны ли россияне своей работой
Исследование учёных НИУ ВШЭ, как отличается удовлетворённость работой мужчин и женщин в России
24. 11. 2017
«Извлекая мнения из сети Интернет»
Могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения?
22. 11. 2017
Оценка россиянами существующей системы здравоохранения
ВЦИОМ представил данные исследования оценки россиянами системы здравоохранения и медуслуг

16. 12. 2015

Этичное потребление формирует гражданское общество

 
В ходе исследования «Этичное потребление как новая практика в России» профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Шабанова пришла к выводам, что этичное потребление помогает обществу преодолеть комплекс социальной слабости, повышает солидарность граждан друг с другом и учит их вести диалог с властью и бизнесом. 
 
Этичное потребление – это покупка и использование товаров и благ с учетом «нравственного фактора», то есть условий производства и последствий использования этих благ. Это, своего рода, реакция гражданского общества на угрозы окружающей среды или деловые практики, которые наносят вред природе и людям.
 
Этичное потребление подразумевает бойкот продукции компаний, которые нарушают экологические нормы, проводят тестирование на животных, используют «грязные» технологии, нарушают условия труда работников этих компаний и т.д. «Этичными» считаются компании, внимательно относящиеся к окружающей среде, экологии, способствующие озеленению, раздельному сбору мусора и т.п.
 
Основная часть россиян (76%) пока еще считает, что ответственность за производство товаров, не наносящих вреда природе, людям, животным целиком лежит на государстве и бизнесе, а обычные покупатели не должны применять никакие действия в отношении этих компаний. Впрочем, большинство этичных потребителей думает также. Однако их отличает более высокий  уровень консолидации для совместных действий в отношении таких компаний.
Важнейший барьер на пути включения россиян в практики этичного потребления – это недостаток информации. При этом сведения об «этичности» компаний находят важными почти половина респондентов, никогда не включавшихся в этичное потребление.
 
Этичное потребление, будучи новой практикой для России, может стать катализатором развития гражданского общества. Как следует из набора ключевых факторов этичного потребления, дальнейшее его развитие существенно зависит от усилий акторов разных уровней и типов (НКО, бизнеса, властных органов, СМИ) как в области просвещения населения, так и в развитии способствующей институциональной среды.