News

04. 12. 2017
Россияне об экологической ситуации в стране
ФОМ предоставил данные исследования об отношении россиян к экологической ситуации в стране
01. 12. 2017
Омниканальный маркетинг
Преимущества омниканальной системы и её отличие от мультиканальной
29. 11. 2017
Проблемы материнства в России
ВЦИОМ представил результаты исследования, приуроченного ко Дню матери в России
27. 11. 2017
Довольны ли россияне своей работой
Исследование учёных НИУ ВШЭ, как отличается удовлетворённость работой мужчин и женщин в России
24. 11. 2017
«Извлекая мнения из сети Интернет»
Могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения?
22. 11. 2017
Оценка россиянами существующей системы здравоохранения
ВЦИОМ представил данные исследования оценки россиянами системы здравоохранения и медуслуг

22. 01. 2016

Система образования в России: 1991-2016

 
В преддверии Дня студента Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как россияне оценивают состояние российской системы образования сегодня и 25 лет назад, о каком образовании мечтают для своих детей.
 
Ключевым параметром любого образования является его доступность. В отношении высшего образования его доступность, по мнению половины россиян (53%), в наши дни ниже, чем в советское время. Наоборот считают 38% опрошенных. Сравнивая социальные группы, дававшие ответы на этот вопрос, можно заметить, что: среди людей пенсионного возраста соответствующие ответы дали 58% и 34%, а среди молодого поколения от 18 до 24 лет – 45% и 42%, среди малообеспеченных – 58% и 33%, а среди россиян с высоким достатком – 40% и 54%.
 
Общие оценки системы образования в настоящее время выше, чем были 25 лет назад. Сейчас около 20% опрошенных оценивают состояние системы образования как «плохое» или «очень плохое» - эта доля ниже показателей 1991 года, когда таких людей было 27%. «Хорошим» или «отличным» его считают 33%, а 25 лет назад так отвечали лишь 8% респондентов. Наиболее распространенным мнением является, то что образование в РФ посредственное. Так считают и в наше время, и считали в советские годы (41% в 2016 г. и 46% в 1991 г.)
 
Необходимость наличия образования в наше время ценится куда выше, чем в 1991 году. В начале 90-ых каждому пятому
респонденту (20%) было безразлично, какой уровень образования получит их ребенок. В 2016 г. так сказали только 9%. Подавляющее число россиян видит своих детей и внуков с высшим образованием (81%), и за 25 лет это число выросло в полтора раза (с 53%). Техникумы и колледжи – не пользуются популярностью и авторитетом среди наших соотечественников, их выбирали около 4% респондентов. В настоящее время можно обнаружить прямую связь между уровнем образования и материальным благополучием человека, такой точки зрения придерживаются 40% опрошенных.
 
Изменились и ключевые факторы влияющие на получение ребенком того или иного образования. В 1991 г. главным фактором, влияющим на уровень образования, считались способности ребенка (58%), сегодня важность данного показателя ниже – 41% опрошенных выделил его. В настоящее время наиболее важны следующие факторы:  тяга к знаниям – 53% (ранее эта доля составляла 55%), материальное положение семьи (47% в 2016 г. против 34% в 1991 г.).