News

04. 12. 2017
Россияне об экологической ситуации в стране
ФОМ предоставил данные исследования об отношении россиян к экологической ситуации в стране
01. 12. 2017
Омниканальный маркетинг
Преимущества омниканальной системы и её отличие от мультиканальной
29. 11. 2017
Проблемы материнства в России
ВЦИОМ представил результаты исследования, приуроченного ко Дню матери в России
27. 11. 2017
Довольны ли россияне своей работой
Исследование учёных НИУ ВШЭ, как отличается удовлетворённость работой мужчин и женщин в России
24. 11. 2017
«Извлекая мнения из сети Интернет»
Могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения?
22. 11. 2017
Оценка россиянами существующей системы здравоохранения
ВЦИОМ представил данные исследования оценки россиянами системы здравоохранения и медуслуг

16. 03. 2016

Основные коммуникативные паттерны в русскоязычной сетевой среде

 
Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Мария Пильгун изучила коммуникативное поведение пользователей российского Интернета. Опубликовано исследование в статье «Основные коммуникативные паттерны в русскоязычной сетевой среде» журнала «Вопросы психолингвистики», 2015, т.2 (24).
 
Исследование было посвящено анализу различных форм коммуникативной активности русскоязычных граждан в сети Интернет. Анализируются специфические коммуникации в виртуальных сообществах, формирующие своеобразные виртуальные идентичности, которые невозможно и даже нежелательно проявлять в реальной жизни. В результате анализа коммуникативного поведения в онлайн-взаимодействии было выявлено пять основных коммуникативных паттернов:
 
1. Информативно-аналитический тип коммуникативного поведения предполагает очень представительное присутствие в Сети. Присущ наиболее молодому поколению. Этот паттерн предполагает наиболее активную деятельность в сети и создание контента.
 
2. Коммуникативно-гедонистический тип (35% среди респондентов 21-26 лет; 45% среди молодежи 18-20 лет). Менее заметная представленность пользователя в соцсетях и блогах. С помощью веб-инструментов такие пользователи поддерживают имидж активных интернет-тусовщиков.
 
3. Презентативный паттерн присущ пользователям, которые, как и первая группа уверенно обосновались в Сети. Они имеют аккаунты не менее чем в пяти социальных сетях и не менее чем в трех блогах. Эта группа участвует в определенной активности (отзывы, комментарии). Но главная цель таких пользователей – создание собственного имиджа в интернете и самопрезентация. Важно, что виртуальный образ может сильно отличаться от реального.
 
4. Имитационный паттерн свойственен более старшему поколению: людям 27-34 лет (21% опрошенных этого возраста) и даже в большей степени – тем, кому 35-55 лет (42%). Число их аккаунтов не так велико. Они участвуют в форумах, очень редко читают и оставляют отзывы, или какие либо комментарии. Эту стратегию пользователи применяют для решения разных коммуникативных задач: получения оперативного ответа или эмоциональной поддержки, замены/имитации офлайн-общения и пр.
 
5. Потребительский паттерн наиболее «возрастной» - в этой группе преобладают пользователи 35-55 лет (28% опрошенных этого возраста) и старше 55 лет (26%). Они имеют по одному аккаунту в соцсетях и блогах, не участвуют в форумах, но читают комментарии. Представители данного типа активно читают и отслеживают посты, но слабо участвуют в онлайн-взаимодействии.