News

04. 12. 2017
Россияне об экологической ситуации в стране
ФОМ предоставил данные исследования об отношении россиян к экологической ситуации в стране
01. 12. 2017
Омниканальный маркетинг
Преимущества омниканальной системы и её отличие от мультиканальной
29. 11. 2017
Проблемы материнства в России
ВЦИОМ представил результаты исследования, приуроченного ко Дню матери в России
27. 11. 2017
Довольны ли россияне своей работой
Исследование учёных НИУ ВШЭ, как отличается удовлетворённость работой мужчин и женщин в России
24. 11. 2017
«Извлекая мнения из сети Интернет»
Могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения?
22. 11. 2017
Оценка россиянами существующей системы здравоохранения
ВЦИОМ представил данные исследования оценки россиянами системы здравоохранения и медуслуг

16. 08. 2017

Поведенческая экономика

Неверно считать, что экономическое поведение людей достаточно легко предсказать и оно всегда рационально. Ученые пытались разработать идеальную модель «экономического человека», но она давала сбои, потому что у людей не абсолютные аналитические способности и память.
 
Однако, можно выстроить достаточно достоверные прогнозы экономического поведения человека, используя знания эконометрики, психометрики и организации когнитивных процессов. Поведенческая экономика — это теория принятия решений в условиях неопределенности.
 
Например, представим, что вы выбираете бутылку вина: есть не очень дорогая бутылка и подороже. Вы начнёте взвешивать все за и против, вчитаться в их описания, чтобы выбрать то, что подходит именно вам. Итоговое распределение будет отличаться примерно от 50% на каждый. А если появляется третий вариант? Тогда он становится средним - не слишком дорогой и не слишком дешевый. Люди начнут искать оптимальное соотношение цены и качества, и средний вариант выберет около 70% человек, или больше. Это называется «эффект компромисса». 
 
Человеческий мозг склонен принимать решения на основе самой простой информации и делать самые очевидные выборы. Аналитика требует энергозатрат, а добавив «сбалансированный» вариант, вы избавляете мозг от лишней работы.
 
А теперь представим, что человек заходит на сайт по доставке пиццы и видит, что сейчас при заказе двух пицц - третья в подарок, акция действует только одну неделю. Скорее всего, человек немного подумает и совершит заказ. А если немного поменять условия?
 
Та же акция действует постоянно, а в подарок дают ещё и лимонад. Тогда, он принимает информацию к сведению, но уже не спешит заказывать. В итоге акция постепенно теряется в общем потоке предложений. Для владельца бренда это критично, когда человек не совершил первую покупку, тот потерял потенциального постоянного клиента. Ограничение срока привлекает больше, чем дополнительные бонусы - это «страх потери». Потеря вызывает больший дискомфорт, чем приобретение, приносящее удовлетворенность и радость.
 
Ещё пример - парадокс Алле. Если предложить человеку 99$ со 100% вероятностью или $100 c вероятностью 99%, то, скорее всего, он выберет первый вариант. Хотя математически они и совершенно равны друг другу, они не равны для сознания потребителя.
 
Первый вариант обладает большей привлекательностью потому что человек всегда стремится к абсолютной надежности, исходя из условий, кажущимися ему наиболее оптимальными в конкретный момент времени.
 
Поведенческая экономика учит, что у человека есть свой разум и чувства, и из этого знания можно извлечь некоторую прибыль. В точке, где пересекаются когнитивистика и экономическая теория, конкретные экономические решения людей становятся предсказуемым, так как спрос и предложение существуют в неопределенности выбора.