News

04. 12. 2017
Россияне об экологической ситуации в стране
ФОМ предоставил данные исследования об отношении россиян к экологической ситуации в стране
01. 12. 2017
Омниканальный маркетинг
Преимущества омниканальной системы и её отличие от мультиканальной
29. 11. 2017
Проблемы материнства в России
ВЦИОМ представил результаты исследования, приуроченного ко Дню матери в России
27. 11. 2017
Довольны ли россияне своей работой
Исследование учёных НИУ ВШЭ, как отличается удовлетворённость работой мужчин и женщин в России
24. 11. 2017
«Извлекая мнения из сети Интернет»
Могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения?
22. 11. 2017
Оценка россиянами существующей системы здравоохранения
ВЦИОМ представил данные исследования оценки россиянами системы здравоохранения и медуслуг

08. 09. 2017

Исследования в соцмедиа

Фонд «Общественное мнение» и Клуб любителей интернета и общества провели дискуссию «Социальные сети для исследователей: люди, боты или поток контента?», где многие специалисты делились своим опытом и видением таких исследований, рассказывали, какие возможности и риски с ними связаны.
 
Один из участников, руководитель направления исследований в соцмедиа Ipsos Comcon Павел Лебедев считает, например, что, в соцмедиа люди высказываются более спонтанно и открыто, нежели во время специального исследования. Они также могут отследить «абсолютно непостижимые ситуации» и проанализировать некоторые нишевые аудитории в их «естественной среде». Плюсом таких исследований является и то, что только в социальных медиа можно увидеть мнения, высказанные в прошлом, например, до запуска новой рекламной компании. Кроме того, такой анализ публикаций устраняет традиционное разделение на «качественников» и «количественников». При работе, отмечает специалист, необходимо помнить, что кроме пользовательских отзывов, есть и созданные ботами или рекламными агентствами, например, и их обязательно надо уметь отделять. А также лучше всегда такую аналитику подкреплять другими исследованиями для полноты картины.
 
Директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics Василий Чёрный считает, что социологи стали последними, кто встроил соцмедиа в свою историю. Пиарщики, маркетологи, безопасники и др. уже освоили эти технологии, но действуют они, прежде всего, в интересах бизнеса. Чёрный также отмечает, что, сейчас «большие данные» изменили подход к бизнес-аналитике и сомневаться в их целесообразности, как минимум, глупо. Однако важно не только собирать данные, но и уметь извлечь из них смысл. Самое важное при работе с социальными медиа – вовлеченность (пользовательская реакция) - это международная практика.
 
Социолог, научный сотрудник ВШЭ Александр Семенов предлагает просить «большие данные» из соцсетей у самих владельцев платформ. Так, например, некие исследователи сами писали в Facebook и им давали доступ. Главное - правильно преподнести. Можно также получать через API, это самый легальный способ, когда в публичный доступ выложены не просто данные, но и инструкция, как их можно собрать, не нарушая ничьи права и интересы (например, этим хорош «ВКонтакте»). Скрейпинг же – способ, когда данные собираются алгоритмом, «обдирающим» html-контент. В академических кругах он считается неэтичным.
 
Семёнов также рассказал, что социологам при работе с данными соцмедиа важно учитывать этический аспект (API позволяет собрать все, что не закрыто, в США, например, решили, что это не совсем корректно), анонимность (можно ли оставлять возможность точно идентифицировать пользователей) и академическую воспроизводимость (как предоставлять данные).