News

04. 12. 2017
Россияне об экологической ситуации в стране
ФОМ предоставил данные исследования об отношении россиян к экологической ситуации в стране
01. 12. 2017
Омниканальный маркетинг
Преимущества омниканальной системы и её отличие от мультиканальной
29. 11. 2017
Проблемы материнства в России
ВЦИОМ представил результаты исследования, приуроченного ко Дню матери в России
27. 11. 2017
Довольны ли россияне своей работой
Исследование учёных НИУ ВШЭ, как отличается удовлетворённость работой мужчин и женщин в России
24. 11. 2017
«Извлекая мнения из сети Интернет»
Могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения?
22. 11. 2017
Оценка россиянами существующей системы здравоохранения
ВЦИОМ представил данные исследования оценки россиянами системы здравоохранения и медуслуг

18. 09. 2017

Как метод опроса влияет на результаты?

Pew Research Center в феврале-марте 2017 года провёл эксперимент, призванный определить, как влияет метод опроса на его результаты. Выяснилось, что, например, процент оценивших своё материальное положение как «очень низкий доход» отличается в зависимости от метода опроса: при телефонном интервью своё состояние так оценили 14% респондентов, а при онлайн-анкетировании – 20%. 
 
Специалисты считают, что такая разница в результатах вызвана тем, что американцы предпочитают давать одобряемые обществом ответы, когда говорят с живым человеком. Поэтому, когда респондент слышит варианты ответов по телефону, ему сложнее сказать правду, нежели, когда варианты написаны на странице.  
 
Метод опроса выбирался случайно для каждого респондента отдельно. В ходе эксперимента выяснили, что отклонения в ответах касаются лишь личных вопросов. Например, при ответе на вопросы политического характера (поддержка действий Д. Трампа), не было выявлено особой разницы в показателях. А вот при вопросе «получали ли Вы финансовую помощь от членов семьи за последний год?», 15% тех, кого спрашивали по телефону, ответили утвердительно, а доля ответивших так же в онлайн-опросе составила 26%. 
 
Независимо от уровня дохода, американцы свободнее рассказывают о своих финансовых проблемах в интернете, чем по телефону. Среди тех, у кого годовой доход менее 30 тысяч долларов, ответ «очень низкий доход» дали 27% взрослых респондентов при телефонном опросе, при онлайн-опросе же 37% дали такое определение своему благосостоянию. Однако, отмечается, что влияние метода не столь сильно отражается на других вариантах ответа («скромный доход», «средний», «высокий»). 
 
В группе респондентов с доходом от 30 до 75 тысяч долларов доля давших негативную оценку своему материальному состоянию составляет 57% среди опрошенных по телефону и 65% среди отвечавших по интернету. При этом, доля американцев со средним достатком, оценивающих своё положение как «среднее», составляет 32% при онлайн-ответах и 40% при телефонном интервью. Вне зависимости от метода опроса, некоторые из этой группы оценивали свой доход как «высокий».
 
Среди состоятельных американцев (годовой доход более 75 тысяч долларов) доля тех, кто считает свой доход «низким» или «средним» на 14% выше при опросе в онлайне (36%) чем по телефону. Такие показатели в этой группе говорят о том, что метод опроса влияет на ответы не только людей с низким доходом, но и достаточно зажиточных.
 
Несмотря на то, что эксперимент демонстрирует, что респонденты, при ответах на достаточно личные вопросы, склонны честнее отвечать при онлайн-опросе, это не значит, что все прежние выводы, основанные на телефонных интервью, неверны. Это говорит лишь о том, что исследователям стоит внимательнее относится к результатам телефонных опросов и понимать, что данные могут не совсем соответствовать реальной ситуации.