News

04. 12. 2017
Россияне об экологической ситуации в стране
ФОМ предоставил данные исследования об отношении россиян к экологической ситуации в стране
01. 12. 2017
Омниканальный маркетинг
Преимущества омниканальной системы и её отличие от мультиканальной
29. 11. 2017
Проблемы материнства в России
ВЦИОМ представил результаты исследования, приуроченного ко Дню матери в России
27. 11. 2017
Довольны ли россияне своей работой
Исследование учёных НИУ ВШЭ, как отличается удовлетворённость работой мужчин и женщин в России
24. 11. 2017
«Извлекая мнения из сети Интернет»
Могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения?
22. 11. 2017
Оценка россиянами существующей системы здравоохранения
ВЦИОМ представил данные исследования оценки россиянами системы здравоохранения и медуслуг

09. 11. 2017

Как алкогольная политика влияет на преступность

Ученые из НИУ ВШЭ провели исследование, как взаимосвязаны уровень преступности и меры по ограничению продажи алкогольной продукции: повышение цен и ограничение продаж по времени. Был проведён эконометрический анализ с использованием информации Росстата по 74 регионам РФ за 2003-2015 годы.

Согласно исследованию, за 12 лет в России действительно снизился уровень преступности: на 100 000 населения с 1906 до 1631 случая. В два раза сократился и показатель среди подростков 14-17 лет. Естественно, в ходе анализа учитывались и другие обстоятельства кроме алкогольной политики, такие как: плотность населения, его возрастной состав,  а также уровень безработицы и  доли городских и сельских жителей.

Отмечается, что ограничение продаж алкоголя по времени сначала не подействовало по всей стране, не было отмечено существенного снижения уровня преступности. Но позже ситуация стала меняться: взрослая преступность в субъектах сократилась на 19-29% по сравнению с временами, когда ещё не ввели ограничения на продажу.

Выяснилось, что повышение цен на водку в первую очередь повлияло на подростковую преступность. Это объясняется тем, что в таком возрасте они финансово зависимы и не могут тратить большие деньги, поэтому даже небольшой рост цены на алкоголь уменьшает негативные последствия его употребления среди молодёжи. Что касается взрослой преступности, здесь ценовая политика не оказала столь сильного влияния, это связывают  с её непоследовательностью.

Главные положения антиалкогольной политики России зафиксированы в соответствующей концепции от 2009 года. В 2006 году региональные власти получили право ограничивать время продаж алкоголя в ночные часы. В 2011 году был введён запрет на продажу алкогольной продукции с 23 до 8 часов утра (региональные власти могут увеличивать интервалы). С 2011 же постепенно росли акцизы на алкоголь (за 8 лет увеличились более чем в два раза).

Антиалкогольная политика России использует все главные инструменты, принятые в международной практике. Учёные ВШЭ считают, что результаты исследования говорят о том, что необходимо продолжать работу в том же направлении: повышать акцизы на алкоголь, увеличивать временные ограничения на продажу там, где уровень злоупотребления алкоголем особенно высок.